Франчайзинг – довольно новая, однако, перспективная и быстро развивающаяся модель ведения бизнеса, которая связана с тем, что мелкие предприниматели или фирмы действуют от лица более крупной корпорации. В некоторых случаях это дает более мелкой фирме некоторые преимущества перед конкурентами на рынке. Попробуем разобраться детальнее в основных понятиях, что такое франчайзинг.
Что такое франчайзинг
Итак, чтобы объяснить, что такое франчайзинг, пока не будем вдаваться в техническую сторону вопроса. Здесь надо понимать, что в данном случае более крупный партнер (франчайзер) передает часть прав более мелкой компании (франчийзи) на использование, к примеру, своего защищенного логотипа, аренду логотипа или международного коммерческого обозначения. При этом, договор между обеими сторонами в обязательном порядке предусматривает, что более мелкая компания или представитель должны вести бизнес при соблюдении строго установленных франчайзером правил. Именно в этом и заключается самое главное понятие того, что такое франчайзинг.
При этом, это еще далеко не все то, что включается в себя объяснение. Здесь есть некоторые нюансы. Например, тот же Филип Котлер на одно из первых мест по значимости ставит тот момент, что за то, чтобы стать частью общей системы, франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос, а в дальнейшем и денежные (материальные) компенсации за право использования того же торгового знака или логотипа. Естественно, сюда же включается четко установленная система ведения бизнеса.
Если говорить о том, что такое франчайзинг с точки зрения истории его возникновения, то его появление связывают с продажей швейных машинок «Зингер», а вот активное развитие на Западе было отмечено еще в 1898 году после применения подобного рода дилерства компанией «Дженерал Мторос». В США и начала ХХ века ознаменовалось подъемом этого бизнеса. Особенно сильно это было заметно в 1920-х годах.
На постсоветском пространстве понятие того, что такое франчайзинг, появилось относительно недавно. Тем более, что в странах бывшего СССР договоры коммерческой концессии весьма своеобразны и, кроме основных положений, могут учитывать деловую репутацию кандидата на роль франчайзи, его умение ведения бизнеса, деловых переговоров и встреч, а также, многое другое. В любом случае, такая постановка вопроса дает огромные преимущества, главным образом в том, что мелкой компании не нужно заниматься раскруткой собственного имени, то есть можно прийти на все готовое и действовать от лица более крупного партнера.