Что такое вариатор

При движении автомобиля двигатель и трансмиссия получают самые разнообразные комбинации нагрузок, для сглаживания которых и существует КПП. Но у такой системы есть масса недостатков, в первую очередь неравномерность передачи нагрузок и усредненность передаточных отношений, что приводит к износу двигателя, КПП и трансмиссии. Во всем большом мировом автопроме на сегодняшний день существует только одна система, которая позволяет бесступенчато изменять передаточные отношения между двигателем и трансмиссией и автоматически подбирать наиболее эффективные значения передаточных отношений.

Что такое вариатор

Такая система называется вариатор, которая обеспечивает высокую экономичность, значительное снижение выбросов СО в атмосферу и улучшает динамику разгона. Используя вариатор, значительно снижаются рывки при переключении передач, улучшается плавность хода, увеличивается срок службы трансмиссии.

Конструктивно вариаторы имеют небольшой вес, они достаточно просты по сравнению с АКПП, и обладают хорошей надежностью. Автомобили с вариаторами хорошо подходят для плавной езды на большие расстояния.

Вариаторы работают за счет фрикционного сцепления, а не зубчатого, как в стандартной коробке, поэтому их использование долгое время тормозилось отсутствием качественного ремня, которые не выдерживали дорожных нагрузок. Проблема была решена, когда были изобретены специальные наборные металлические ремни, которые позволили применить вариатор на легковых автомобилях.

Сейчас вариаторы выпускаются двух типов – клиноременный и торовый. В клиноременном ремень проходит между двумя раздвижными шкивами. В зависимости от оборотов двигателя и дорожной нагрузки половинки шкива то расходятся, то сжимаются. В зависимости от этого ремень идет по разным диаметрам, что и обеспечивает плавность хода. Металлические ремни за счет своей конструкции являются толкающими, а не тянущими, что позволяет использовать более мощный двигатель и передавать гораздо большее усилие. Иногда вместо ремня применяется цепь, но, в таком случае, она передает тянущее усилие.

Торовые вариаторы отличаются тем, что вместо раздвижных шкивов используются конусовидные диски, а вместо ремня применяются ролики. Повышение или понижение передач происходит за счет перемещения ролика по радиусам ведущего или ведомого дисков. Торовые вариаторы дороже остальных моделей, так как их производства необходима специальная сталь, а при эксплуатации – специальное фрикционное масло.

В любом случае вариатор не может работать без системы сцепления. В роли сцепления может быть фрикционный пакет, или гидротрансформатор. Фрикционное сцепление проще по конструкции и дешевле, но оно менее долговечное и допускает рывки при движении. Гидротрансфоматор тяжелее, сложнее по конструкции, но дает хорошую плавность хода и быстрый разгон при резком нажатии на педаль газа.

Электронная система управления позволяет использовать вариатор как на обычных легковых автомобилях, так и на гибридах или Ё-мобилях.

Александр Векслер специально для expirience.ru

Самые интересные новости:

Оставить комментарий

css.php