Гостиная от крепостного мастера

В газетах двухсотлетней давности нередко встречались объявления о продаже дворовых людей, где указывался их возраст, ремесло, сколько денег за крепостного просит его хозяин. Среди них были и те, чьи искусные руки делали удобную и красивую мебель — массовое производство фабричной продукции еще только зарождалось. У некоторых богатых помещиков были крепостные архитекторы, художники, музыканты, столяры и резчики. Строгий учет велся господскому имуществу. В архивных музейных документах сохранились описи мебели, стоявшей в гостиной одного московского чиновника. Купить мебель для гостиной в те времена было непростой задачей. Отдельные предметы русские вельможи заказывали в мастерских, где тоже работали крепостные мастера. Стараниями музейных работников сохранены, к сожалению, немногие имена тех людей, чей талант и высокое мастерство покоряют нас сегодня. Художественная мебель и уникальные паркеты поражают и очаровывают благородством своих форм, богатством фантазии в отделке деталей. Чрезвычайно редко подпись мастера встречается на сделанных им вещах., очень скупо старинные документы сообщают имена создателей русской художественной мебели, резчиков, мастеров-наборщиков, составлявших сложные орнаменты и картины из кусочков древесины для украшения предметов интерьера.

Карточные игры, завезенные в Россию из Польши, до 1761 года были под запретом и игроки карались наравне с ворами отрубанием пальцев. Тогда законом было установлено различие между запрещенными — азартными, и дозволенными — коммерческими играми. Играли в карты все и везде — в клубах, дворцовых залах, в частных домах. Карточные столы, иначе называемые ломберными, изготовленные и украшенные орнаментами и картинами в технике инкрустации крепостными мастерами, были небольших размеров и легкие. Благодаря этому их раскладывали для игры в любом месте гостиной или залы. Большая художественная ценность предметов, составляющих мебель для гостиной, позволяет говорить о высочайшей квалификации и безупречном художественном вкусе исполнителя.

Кем же были эти лучшие русские мастера-мебельщики, создавшие великолепное убранство богатых усадеб и дворцов знати? Имена немногих, выполнявших дворцовые заказы, дошли до наших дней. Судьбы крепостных мальчиков-подростков вершили помещики. По распоряжению богатых помещиков крепостные отправлялись учиться мебельному искусству в Москву и Петербург, обучение длилось от четырех до шести лет. Дворяне победнее отдавали своих столяров учиться к соседу, у которого были свои хорошие мебельщики. Столярные мастерские богатых помещиков имели хорошее оборудование и запасы ценных пород древесины, инструментов, здесь могли изготовить рамы и двери, грубые скамейки и резную золоченую мебель. По окончании учебы крепостной мастер возвращался к помещику и продолжал работать на своего барина.

Самые интересные новости:

Оставить комментарий

css.php