Придя в магазин за товаром, нас, конечно же, более всего интересуют его качественные характеристики. По крайней мере, мы себя так пытаемся настроить. Но следует нам переступить порог заведения, как мы сразу же бросаем глаз на рой разнообразных этикеток, цветных упаковок, ценников со сверхъестественными уступками. И это не мудрено, ведь информацию о товаре всегда есть возможность подчерпнуть с упаковки. Ну, почти всегда. Иногда полезно будет обратить внимание на наклейку с полосками и цифрами. Это приспособление для компьютерного счисления информации о стране, производителе, товаре. Эти компактные приспособления пришли на смену длинным сертификатам с громоздким описанием товара.
Что такое штрих-код
Штрих-код необходим в первую очередь для быстрого и эффективного обслуживания клиентов торговых сетей, так как сориентироваться сотрудникам магазина в океане товаров ныне невозможно. Но и для потребителя найдется полезная информация. Что же скрывает под собой штрих-код? Следует разобраться.
Штрих-коды встречаются разные: широкие, узкие, с цифрами или без, − но все они построены по одному и тому же принципу. Те, в которых не указываются цифры, вряд ли могут быть полезными обычному покупателю, тем не менее, большинство производителей придерживаются определенного графического стандарта – в нашем случае европейской системы кодирования с 13 цифрами: первые две – код страны; следующие шесть – код предприятия; далее − пять с закодированными потребительскими свойствами товара (последовательно − имя товара, особенности, масса, состав, цвет).
Как читать штрих-код
Наибольший интерес представляет последняя цифра – контрольная. Она отвечает за определения подлинности товара. Существует четкий алгоритм расчета того, подделка перед вами или настоящий товар. Формула следующая: складываем цифры, расположенные на четных местах, умножаем сумму на три; складываем нечетные, кроме последней (тринадцатой); а теперь сложите предыдущие результаты; от получившегося числа откиньте последнюю цифру и отнимите его от десяти. У нас получилось однозначное число. Это и есть контрольная цифра, совпадающая с запечатленной на штрих-коде товара. Если же цифры не совпадают, то, скорее всего, вы имеете дело с подделкой или контрафактом.
Наличие штрих-кода не является обязательным условием его появления на прилавках магазинов. Присвоение такой маркировки – вещь дорогостоящая. Мелкие производители часто не используют штрих-код, но это вовсе не означает, что их продукт не качественный или, что хуже, не имеет права продаваться. Как часто мы видим штрих-код на хлебобулочных изделиях, морковке или лимонах?
Следует помнить, что код страны производителя не всегда совпадает с указанием места производства на этикетке. Многие компании имеют свои представительства или производственные мощности в других странах, и поэтому подобное несоответствие не редкость. «Непосвященный» покупатель со штрих-кода не узнает фактически ничего о товаре, кроме, разве что, о фирме-производителе, ведь создан единый электронный реестр GEPIR. Но даже и там не всегда внесен полный перечень.
В итоге, в покупке не следует всецело доверять штрих-коду, прочтите внимательно этикетку – там зачастую на вас ожидает практически вся исчерпывающая информация.
Вячеслав Гошук специально для expirience.ru