Прежде чем купить рюкзак, следует разобраться, какие вообще рюкзаки бывают, чтобы потом подобрать модель именно под свои нужды.
Итак, первая разновидность рюкзака – это мягкая конструкция. Мягкими называют модели, не обладающие жесткими элементами каркаса. По своему объему такой рюкзак бывает и большим, и совсем маленьким. Главные плюсы данной модели – минимальный вес, а также возможность легко и компактно свернуть пустой рюкзак. А для придания модели жесткости вещи надо правильно уложить, что не так легко сделать без соответствующего опыта. Одним из вариантов здесь является укладывание внутрь пенополиэтиленового коврика. Его либо укладывают по окружности изделия, либо вдоль спины. В первом случае теряется около 11 литров объема. Однако грамотно уложенный мягкий рюкзак не будет уступать более продвинутым каркасным вариантам изделий. На Аляске каждый год проходят соревнования, один из этапов которых – это перенос максимального груза на фиксированное расстояние. Рюкзак в соревнованиях должен быть самым простым, как у героев писателя Джека Лондона. Так вот, участвующие в соревнованиях переносят по горной тропе практически 100 кг!
Сегодня самым распространенным в сфере туризма является каркасный рюкзак. Большинство из них оснащены каркасом из алюминиевых «лат», которые придают вертикальную жесткость спинке рюкзака. Иногда можно встретить модель с пластиковой вставкой, которая имеет анатомическую форму и располагается во всю спину модели. Каркасные варианты отличаются от станковых тем, что жесткий каркас полностью или частично интегрирован в изделие. В больших моделях (60-120 литров) латы, как правило, вшивают, а небольшие модели зачастую имеют каркас, специально отделенный от основного объема, это делается для создания вентиляции спины. Самая обычная система каркаса – это две упругие пластины, которые размещены параллельно либо немного расходятся вверх, в виде буквы V. Очень удобно, если в изделии имеется возможность извлечь латы и применять рюкзак как мягкую модель – это может пригодиться при упаковке вещей в водном путешествии.
Станковые рюкзаки подразумевают наличие внешней рамы, у которой имеется подвесная система (пояс и лямки) и к которой можно крепить или один мешок или есть возможность крепить самые разные грузы. Другими словами, станковый рюкзак – это особая рама с лямками, на которую можно навесить все остальное по своему усмотрению.
На Западе данный вид рюкзаков порой называют «Bergen type», по названию фирмы «Bergans» из Норвегии. В тридцатых годах этот производитель получил огромный военный заказ на обмундирование армии. В результате было создано большое число небольших станковых ранцев. И они оказались так практичны и удобны, что в различных модификациях разошлись по всему миру.
Сегодня станковые модели возвращают себе былую популярность. Они применяются в основном в пеших походах. Туристы стремятся купить походный рюкзак такого типа, когда необходимо перенести очень тяжелый нестандартных габаритов груз, к примеру, при заброске спелеологических либо альпинистских экспедиций. Местные проводники-носильщики в Гималаях умудряются переносить на станках большие пластиковые бочки с альпинистским добром. Спелеологи крепят к каркасу особые транспортные мешки и веревки, затем станок оставляют в лагере, а в пещеру идут с транспортными мешками.
В Татрах имеется даже такая работа – горный носильщик. Это человек, снабжающий грузами горные хижины. Так как данная работа сродни спорту, то нередко проводятся соревнования, в них принимают участие и профессионалы, и любители, которые делают это исключительно из спортивного интереса. В соревнованиях имеется эталонный груз, который по определенному маршруту и на необходимую высоту нужно доставить за отведенное время. Периодически предпринимаются попытки переноса рекордного груза к какой-либо хижине.
Бывают станковые модели с возможностью крепления колесиков. Так рюкзак превращается в тележку, ее можно спокойно катить по ровной дороге. Еще один вариант таких моделей — рюкзаки-стульчики, их особо любят спортсмены-ориентировщики. С таким стульчиком всегда есть, где отдохнуть и переодеться, а в полной воскресной электричке не нужно подыскивать себе место, ведь оно уже с собой.