Само понятие поп-музыки у многих сейчас ассоциируется именно с «попсой» постсоветского пространства, хотя мало кто знает, что само понятие зародилось еще задолго даже до появления диско и означает всего лишь термин «популярная музыка». Его одинаково можно применить и к диско, и к металлу, и к рэпу, и к джазу.
Поп-музыка
Вообще, само понятие поп-музыки можно рассматривать двояко. Во-первых, можно отнести его ко всем направлениям, ставшим популярными, вне зависимости от стиля исполнения. А во-вторых, можно применить его и к музыке, созданной по определенным критериям. В основу такого подхода положено не так уж много условий. Обязательным является создание композиции по принципу «куплет-припев». Причем, припев, должен быть очень запоминающимся и, что называется «бьющим по мозгам» с первого прослушивания. Сюда же можно отнести и аккордовые гармонические схемы, по которым строится та или иная композиция.
Так, к примеру, в 1980-х годах стала весьма популярная схема под названием «итальянский квадрат». Примером тому может служить небывалый взлет итальянской эстрады, где, практически, каждая последующая песня похожа на предыдущую. Самый простой пример такой гармонии заключается в построении мелодии с использованием последовательности I-VI-IV-V ступени основного мажорного лада или его вариаций. Такие композиции, чаще всего, между собой особо ничем не отличаются, поскольку похожи одна на другую, как две капли воды.
В середине 1980-х годов пришла еще одна гармония, которую начали усердно использовать Modern Talking. Здесь уже имело место более минорных ладов в темпе порядка 120-130 ударов в минуту. Подражателей было, хоть пруд пруди. Что касается, собственно, постсоветской «попсы», то наши композиторы и продюсеры пошли намного дальше. Со временем, понятие гармонии, наличие художественного смысла композиций, да и просто наличия вокала стало атрофироваться.
Все чаще возникают группы и исполнители, не претендующие на высокохудожественные понятия. Можно петь со сцены всякий бред, лишь бы мелодия была «заедливо надоедающей». Примеров тому немало. А что касается наличия вокала, тот тут вообще складывается впечатление, что «поют» все, кому не лень. Лишь бы личико было посмазливее и фигура посексуальнее. Это уже давно начало входить в область обыкновенного зарабатывания денег. Тем более, что технологии не стоят на месте. Для нашей эстрады уже давно стало привычным исполнение песен под фонограмму даже на концертах, которые собирают стадионы. Вот, что печально. А то, что поется в текстах, иногда, вообще, переходит все границы. Такое впечатление, что новоявленные исполнители соревнуются, кто сделает композицию, как можно тупее.
Вот истинными исполнителями именно жанра поп-музыки в высоком понимании этого термина, конечно, можно назвать Майкла Джексона и Мадонну. Их вклад в развитие музыки вообще просто неоценим.
Оксана Панькова специально для expirience.ru