Многие специалисты и руководители предприятий, внедрявшие стандарты на системы менеджмента качества, имеют абсолютно ошибочное понятие о месте стандарта в общей системе менеджмента и возможностях стандарта и сертификации ISO в общем.
Существует множество мнений по поводу применения стандартов ISO к системам менеджмента качества (СМК). Одно состоит в том, что стандарты являются ограниченной совокупностью отдельных практически полезных рекомендаций, которые позволяют сконцентрировать усилия на удовлетворении клиентских потребностей. Хотя это мнение и является правильным, но также оно не исчерпывающее. И даже более — это снижает значимость стандартов и дезориентирует пользователей.
Что бы означало, что фундаментом стандартов в плане теории является именно менеджмент? Это значит, что поиск наилучших путей реализации стандартов необходимо искать именно в учебниках с названием «Менеджмент». Большинство проблем бы решились сами по себе, а многие вопросы решились бы с более высокой результативностью и с наименьшими затратами нервов.
Второе. Сам смысл СМК по стандартам ISO зачастую трактуется не правильно. За его разъяснением можем обратиться в центр сертификации ISO-Business.
Не понимая до конца, или вообще не понимая в этом смысла, руководители не принимают прямого участия во внедрении и развитии СМК, а их специалисты по качеству не могут аргументировать необходимость их участия.
В итоге, ситуация заходит в тупик. Причина — непонимание самой сути СМК. И не понимают часто не только директора, но и их замы по качеству. Распределение ролей в системе имеет принципиально важное значение, а решение распределения ролей на прямую зависит от понимая сути СМК.
В ISO 9000 говорится, что СМК — это система достижения целей по качеству. Что же такое цели по качеству? Некоторые скажут, что это снижение брака. Но, увы, в словаре стандартов ISO нет определения этих целей.
Исходя из старого понятия качества — любая цель предприятия является целью по качеству. Но отсюда следует, что СМК является ни чем иным, как системой менеджмента предприятия.
Выводы. Исходя из всего вышеперечисленного, СМК должна находится в компетенции главы предприятия. И система менеджмента предприятия основана на концепции общего обеспечения качества. И любые подсистемы должны строиться на принципе максимального удовлетворения потребителей самих подсистем.
Но это всего лишь наше мнение и понимание. А стандарты приняты и действуют и с ними нельзя не считаться. Так что придется согласиться со смыслом, вложенным авторами.