Сюрреализм (дословно с французского «сверхреализм») – течение в искусстве, сформировавшееся во Франции к концу 20-х годов XX века. Для этого течения, прежде всего, характерна некая психологическая направленность, совмещающая в себе сон и реальность, а также некоторые элементы, которые порой, с точки зрения логики, между собой просто несовместимы. Здесь наиболее проявляется сочетание аллюзий и совершенно парадоксальных форм во всех жанрах искусства.
Сюрреализм
Основоположником и идейным вдохновителем сюрреализма считается писатель Андре Бретон. В живописи и изобразительном искусстве наиболее известными стали такие мастера, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, в кинематографе – Луис Бунюэль, Дэвид Линч и т. д.
Вообще, надо сказать, что сюрреализм в то время довольно основательно базировался и переплетался с идеями выдающего психолога Зигмунда Фрейда. Его идеи поддерживали очень многие поклонники и последователи сюрреалистической школы. Прежде всего, хоть они и не были в своем роде революционерами, их идеи предлагали начать некую революцию с себя.
В то время нашли распространение идеи освобождения разума, отделения духовного от материального. В порыве творчества сюрреалисты более стремились, как это ни странно звучит, к свободе и одновременно к иррациональности. К примеру, художники предлагали фантасмагорические формы и сюжеты, которые многие расценивали как видения больного разума. И неудивительно. Довольно часто художники (да и не только) творили под воздействием алкоголя, наркотиков (обычно психотропного действия), гипноза, долгого голодания.
Считалось, что таким образом, они достигают сокровеннейших глубин подсознания. В то же время, в их работах весьма четко прослеживались темы эротики, мистики и магии. Взять хотя бы одно из самых известных полотен Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны». Среди литераторов провозглашалась идея автоматического письма, то есть, первого, что приходит на ум на полном автоматизме. Однако со временем, хаотичность начала уступать место некой рациональности, которая уже становилась не просто искусством, а методом мышления. Многие таким образом пытались разорвать обыденность происходящего вокруг. Вообще, с тех пор сюрреализм начал претерпевать значительные изменения к 60-м годам прошлого столетия распространился по всей Европе, Америке и странам Карибского бассейна. Причем, этим направлением увлекались не только художники и литераторы.
Заметное влияние сюрреализма наблюдалось и в музыке. Взять хотя бы одного из основателей легендарной группы Pink Floyd Сида Баррета. Он писал тексты и музыку, что называется «под кайфом». Неудивительно, что группу со временем стали относить к так называемому стилю psychodelic rock. А чего стоили концерты такой небезызвестной группы, как King Crimson. На сцене, как бы создавался голографический образ бас-гитариста, который постепенно растворялся в воздухе. В сочетании с музыкой это производило потрясающий эффект.
Очень многие и до, и после пытались творить под посторонним воздействием на мозг. Примеров тому масса, и в литературе, и в живописи, и в музыке, и в кинематографе. До наших дней сюрреализм в «чистом» виде как таковой дошел только в истории. На сегодняшний день, есть, конечно, творческие натуры, пытающиеся творить в этом стиле. Однако, той глубины и новизны, которая была свойственна тому времени, увы, уже не наблюдается.
Вадим Паньков специально для expirience.ru