За последние 10 лет рынок услуг связи в России увеличился настолько, что догнал по объему рынки многих крупных стран. Волна новых технологий, захлестнувшая мир, добралась даже до дальних уголков России: сложно найти российский город средних размеров, где не было бы Интернета.
Несмотря на то, что объективно заметен большой рост на рынке оборудования связи, именно эта область оказывается недостаточно открытой: отчеты, полируемые Министерством Связи, не содержат в себе точной информации, в них – только статистика распределения ресурсов. В процентном отношении рынок оборудования распределяется так: 39% составляют вневедомственные и корпоративные сети, 18% – местная связь, 14% – мобильная связь, по 13% у абонентского оборудования и Интернета и 3% – международная и междугородная связь.
Рынок связи за последние восемь лет вырос почти в два раза, и аналитики Минсвязи прогнозируют его дальнейший рост.
Компания Alcatel проводила в России экономическое исследование, в результате которого было выяснено, что две трети от продаж операторского оборудования в России приходится на сегмент мобильной связи. Соответственно тем же исследованиям, фиксированная связь в России, напротив, переживает тяжелый период: развитие беспроводных и Интернет-технологий заставило многих операторов расширять ассортимент предоставляемых услуг связи, покупать новое оборудование, чтобы остаться конкурентноспособными в мире высоких технологий. Эксперты придерживаются мнения, что традиционные компании-операторы, переходящие на новый уровень технологий и вводящие новые услуги, будут намного более успешными, чем новые операторы, у которых нет технологического базиса и большого штата специалистов.
Картина, сложившаяся сейчас на рынке связи в России, дает повод для вполне оптимистичных прогнозов. Продавать HYPERLINK «телекоммуникационное оборудование» в России сейчас выгодно, как никогда, а в ближайшие годы обстановка обещает только улучшаться, в связи с современной политикой государства в сфере новых технологий.
В отличие от российского, мировой рынок связи столкнулся с проблемой избыточных мощностей: после появления Интернета многие компании производили оборудование и строили инфраструктуру с запасом, в расчете на большие нагрузки, которых на практике не возникло. Рынок оборудования для корпоративных сетей достаточно быстро вышел из кризиса, ставка именно на этот рынок вывела, например, компанию Cisco на мировой уровень. Производители оборудования для сервис-провайдеров все еще находятся в сложной ситуации, которую можно будет преодолеть, либо перепрофилируя производства, либо находя новые рынки продаж и целевые группы.
Таким образом, необходимо отметить, что именно за счет изначально сложного и медленного развития, как ни парадоксально, российский рынок телекоммуникаций является динамично развивающимся и привлекательным для поставщиков оборудования и услуг. Многие мировые компании, столкнувшиеся с кризисом перепроизводства, находят своих покупателей именно в России, где рынок связи постоянно увеличивается, а значит, есть место для новых и новых поставщиков.
Телекоммуникационное оборудование, производимое в России, пока что востребовано на достаточно узкой рыночной нише, там, где нужно учитывать специфику работы именно в российских сетях связи. Отличие такого оборудование состоит в том, что особые условия сетей в России учитываются еще на стадии проектировки. Помимо оборудования для физических линий, сейчас развиваются оптические технологии, и возможно, что со временем отечественные компании выйдут на мировой рынок.