Темпера

Само название происходит от итальянского понятия temperare, что означает «смешивать краски». В данном случае, это понятие применяется не только к смешиванию красок, но и целому направлению техники живописи. Краски, используемые для такой техники, в основе своей имеет эмульсии, получаемые при смешивании воды с яичным желтком, или же путем разведения в воде растительного или животного клея, смешанного с маслом.

Что такое темпера

Способ смешивания с таким названием известен человечеству достаточно давно. Еще в Древнем Египте такие эмульсии применялись для росписи зданий, а в средние века, вообще повсеместно применялись как основной красочный ингредиент в жанре станковой живописи. Еще средневековые мастера писали иконы с использованием таких красок.

Техника живописи была довольно проста. На загрунотванном холсте выполнялась роспись, а после высыхания краски все полотно покрывалось толстым слоем олифы или лака. Этот жанр по названию красочного материала и получил свое название темперной живописи.

Темперная живопись широко применялась и при росписи фресок. Только там связующим звеном в красках чаще всего использовалась нефть. Надо сказать, что, хоть такие краски являются водостойкими, однако, при высыхании он изменяют цвет. Можно себе представить, каким воображением должны были обладать мастера темперной живописи, чтобы точно себе представляли конечный результат своей работы.

Темперная живопись была основным направлением в Европе вплоть до XI века, а в России – до XIII века, поскольку в те времена ее вытеснила живопись масляная. Возрождение темперной живописи произошло в конце XIX – начале XX веков. Такая техника широко применялась, к примеру, в декоративно-прикладных работах, или же, в станковой живописи. Если внимательно осмотреть работы современных мастеров этой техники, то можно заметить, что полотна имеют как бы бархатистую фактуру и выглядят несколько матовыми. Это, прежде всего, связано с тем, что современные полотна лаком не покрывают вообще. Кстати сказать, мастера темперной живописи тоже шли в ногу со временем.

Сегодня в основном изготавливается два вида темперы. Первый на основе водного раствора казеина с некоторыми добавками, а второй на основе ПВА. Это влияет и на качество работы. Такой краске абсолютно не свойственно желтение. Несмотря на все свои достоинства, темперная краска на основе ПВА имеет и свой недостаток. После высыхания с течением времени такая краска имеет свойство растрескиваться, поэтому, даже сейчас долговечность таких полотен и работ вызывает некоторые сомнения.

Однако, темперная живопись до сих пор вызывает неподдельный восторг у ее ценителей. Вспомните хотя бы русских мастеров, к примеру, Палеха, чьи работы вошли в сокровищницу мирового искусства.

Регина Липнягова специально для expirience.ru

Самые интересные новости:

Один комментарий на статью “Темпера”

  1. Ксюша says:

    Спасибо!!!

Оставить комментарий

css.php