Что такое монопсония

Название данного термина происходит от греческих слов «моно» — один, и «опсонион» — покупка. Об этом вы узнаете в любом справочнике или если воспользуетесь услугами бюро перевода в Москве. Данным термином характеризуется ситуация на рынке, когда присутствует только один покупатель и множество продавцов. В данном случае определяющим фактором при образовании цены за товар является желание покупателя.

Наиболее часто такая ситуация возникает на рынке труда в случае наличия в определенном регионе только одного крупного покупателя рабочей силы (предприятия либо нескольких, объединенных в одну группу) и множества продавцов (специалистов определенной квалификации).

Что такое монопсония

Основой для создания монопсонии является невозможность для продавца найти другого покупателя. В данном случае — невозможность для специалиста устроиться на работу в другом месте по причине сложного географического положения, либо невостребованности специальности данных сотрудников на других предприятиях.

При этом компания — наниматель устанавливает выгодные ей ставки заработной платы, с которыми приходится соглашаться тем, кто собирается трудоустраиваться  на данное предприятия, так как альтернативы ему нет.

В основном такая ситуация возникает при наличии в населенном пункте единственного крупного (так называемого градообразующего) предприятия, способного обеспечить рабочими местами абсолютное большинство населения города. Усугубляет данную ситуацию возможная удаленность данного населенного пункта от других городов и как следствие — невозможность для населения выбирать альтернативного нанимателя.

Другим вариантом возникновения такой ситуации является государственная монопсония, когда государство является основным (либо единственным) покупателем продукции определенного вида (например, оружия либо сельскохозяйственной продукции).  При правильной организации за счет государственной монопсонии есть возможность поддерживать производителей закупаемой продукции за счет регулировки цен государством и обеспечение таким образом производственным предприятиям стабильной прибыли.

Комерческая монопсония является менее устойчивым типом по сравнению с другими перечисленными, но тем не менее также характеризуется набором негативных последствий для продавцов на рынке господствования монопсониста. Например, компания-монопсонист может диктовать продавцам заведомо невыгодные для них условия договоров, искусственное занижение цен на закупаемые товары и тому подобное.

При любом варианте существования монопсонии рынок, на котором сложилась такая ситуация, характеризуется властью монопсониста, то есть возможностью покупателя устанавливать цену на приобретаемый товар вне зависимости от  того, насколько данное состояние рынка отвечает его положению равновесия.

Таким образом, монопсонию можно охарактеризовать как состояние рынка, при котором вследствие действий единственного покупателя товара наносится ущерб продавцам данного товара, а равновесие цены, спроса и предложения не достигается по причине отсутствия конкуренции среди покупателей.

Самые интересные новости:

Оставить комментарий

css.php