Страх является одним из естественных защитных механизмов сознания, призванным сохранить жизнь при возникновении опасных ситуаций.
В то же время, сейчас продвигается мнение о необходимости обеспечения полной безопасности, наиболее активно применяемое в отношении детей. При чрезмерном стремлении родителей к обереганию ребенка от возможных травм это приведет к неспособности человека в будущем выдерживать какие-либо негативные влияния окружающего мира, а в некоторых случаях – к развитию фобий.
Чтобы избежать подобных негативных явлений, необходимо знать, как научить ребенка не бояться.
Как научить ребенка не бояться
Одним из основных принципов является спокойное отношение к любым возникающим внештатным ситуациям. Если сбитая коленка или ушибленный лоб вызывают глубокий шок у ближайшего окружения малыша, это закрепляет в сознании маленького человека определенный шаблон поведения. И в будущем при возникновении какой-либо экстренной ситуации уже взрослый человек вряд ли сможет найти из нее выход, так как будет пребывать в привычном шоковом состоянии.
Решением является спокойное реагирование на подобные ситуации, а также объяснение ребенку основ оказания первой помощи.
Следующим аспектом возможности научить ребенка не бояться является адекватная оценка вероятной опасности, угрожающей ребенку. Если одергивать детей при малейшем поводе, со временем чувство опасности либо притупляется, что тоже не является положительным моментом, либо становится гипертрофированным, в результате чего ребенок будет бояться всего на свете.
Решением являются не приказные запреты не делать чего-либо, а спокойное объяснение вероятных негативных последствий от тех или иных действий.
Также на психику ребенка в части формирования потенциальных страхов существенно влияет поступающая информация из книг, читаемых ребенку, а также из просматриваемых им мультфильмов. Детское восприятие гораздо интенсивнее, чем у взрослых, и какой-либо сюжет, увиденный в раннем возрасте, может впоследствии породить целую систему фобий. При этом источник данного явления может и не запомниться, а вот сам объект страха – останется. Примером могут служить различные чудовища, часто встречаемые в мультфильмах для детей среднего школьного возраста, а также описания различных ситуаций в ряде книг (например, неотредактированных сказках братьев Гримм).
Чтобы научить ребенка не бояться стоит следить за потоком информации, воспринимаемой ребенком, так как большинство из увиденного и услышанного в раннем возрасте откладывается в памяти на всю жизнь.
Также для предотвращения развития у ребенка в будущем реакций на нестандартные ситуации по истерическому типу, в любых обстоятельствах необходимо показывать пример методики поиска выхода из создавшегося положения. Тогда, уже став самостоятельным, человек сам сможет найти решение для сложившейся ситуации.