С помощью современных фоторедакторов можно выполнить обработку снимка с изменением любых параметров, в том числе – уровня освещенности, цветовой температуры, баланса белого и так далее. При этом стоит учитывать, что на конечный результат в значительной степени влияет изначальный «материал», то изображение, которое было спроецировано объективом на матрицу фотоаппарата. Поэтому, несмотря на богатые возможности различных редакторов, выбор фильтров для объектива не потерял своей актуальности.
Как выбрать фильтр для объектива
Существующие типы фильтров можно разделить по их предназначению и влиянию на получаемое изображение.
Одним из наиболее часто используемых фильтров для объектива является нейтральный ультрафиолетовый фильтр. Фактически, данный аксессуар является защитным средством для передней линзы объектива, и при правильном его выборе фактически не влияет на получаемое изображение. В преимущественном большинстве случаев такой фильтр устанавливается с целью защиты передней линзы от механических повреждений и не предназначен для коррекции поступающего света.
Также достаточно известным типом являются поляризационные фильтры (линейные либо круговые). Такой тип фильтров для объектива предназначен для изменения попадания в кадр отраженного света. Наиболее актуально использование такого аксессуара при съемке объектов на ярком солнце. Когда значительное количество отраженного от различных поверхностей света создает определенныую «зашумленность» кадра. В таких условиях без применения дополнительных аксессуаров очень сложно достичь качественной прорисовки всей глубины кадра. Например, на ярком солнце можно выставить экспозицию, обеспечивающую натуральную цветопередачу переднего плана экспозиции, но в таком случае «потеряется» небо, его цвет будет тусклым, что значительно ухудшит качество снимка. Именно для обеспечения регулировки освещения в сложных условиях и предназначены фильтры данного типа.
Еще одним типом являются фильтры для объектива, позволяющие изменять цветовую температуру снимка.
Несмотря на аналогичные возможности большинства фоторедакторов, при сложных условиях съемки достичь хорошего результата только за счет цифровой обработки снимка возможно далеко не всегда. При изначальной «окраске» кадра в определенный тон (например, при съемке ночью в свете уличных фонарей) без использования фильтра достичь номального освещения кадра в фоторедакторе будет невозможно. Используя «теплые» либо «холодные» фильтры можно обеспечить правильную цветовую температуру кадра, что сделает возможным дальнейшую доводку снимка в редакторе.
Для регулировки количества поступающего света могут также использоваться обычные либо градиентные нейтральные фильтры для объектива. Стоит заметить, что возможности таких фильтров в большинстве случаев заменяются функционалом фоторедактора, но многими фотографами продолжает использоваться данный тип аксессуаров как позволяющий сразу после съемки оценить предполагаемый результат.
Обычные нейтральные фильтры для объектива предназначены исключительно для снижения яркости освещения по всей площади кадра, чтобы предоставить возможность съемки на более длинной выдержке.
Градиентные фильтры имеют различную светопропускаемость (большая затемненность в верхней части и меньшая – в нижней), что позволит регулировать освещение, например, при съемке пейзажей.
Также стоит заметить, что при выборе объектива желательно учитывать его светопропускную способность с учетом планируемых условий съемки.